H - текущая модификация (поколение) модели, E (Electric) - электрозапуск, H - (Handle) - ручное или румпельное управление, если H отсутствует, то управление дистанционное, D - вспомогательный пневмоцилиндр, T (Power Tilt & Trim) - гидравлическая система откидки и изменения угла наклона с электроприводом, L (Long) - высота транца лодки на который можно устанавливать данный мотор - 508 мм.
- Двигатель лодочных моторов Yamaha F50HETL
4-х цилиндровый 4-х тактный двигатель с одним распредвалом, традиционно расположенным над головкой блока цилиндров - компоновка SOHC (Single Overhead Camshaft). На каждую камеру сгорания приходится по два клапана - впускной и выпускной.
- Топливо на впускные клапаны подаёт инжекторная система EFI, часто позиционируемая как многоточечная инжекторная система впрыска или, многоточечная последовательная инжекторная система впрыска топлива.
Управляет инжекторной системой и двигателем модуль управления ECU (Engine Control Unit).
Это микропроцессорное устройство получает информацию от шести датчиков и рассчитывает оптимальное соотношение рабочей смеси для любых режимов работы двигателя.
Воздушная компонента топливной смеси поступает через общую горловину корпуса дроссельной заслонки.
Корпус дроссельной заслонки подвесного мотора Yamaha F50HETL подсоединен к впускному ресиверу и глушителю впуска, предназначенному для снижения шума всасывания воздуха, проходящего через впускную горловину.
К впускному ресиверу, в свою очередь, подсоединены четыре длинных впускных воздушных патрубка, которые подводят воздушную компоненту топливной смеси к инжектору и впускному клапану.
Эта, ставшая уже традиционной схема подвода воздушной составляющей к камерам сгорания, сконструирована так, что её геометрия позволяет правильно настраивать акустические волны и сгладить пульсации воздуха.
Длинные впускные трубопроводы вместе с ресивером обеспечивают снижение сопротивления всасывания воздуха и увеличение объёма воздуха, поступающего в цилиндры на низких и средних оборотах двигателя, в том числе при резком их изменении.
Тем самым достигается высокий крутящий момент столь необходимый для уверенного вывода лодки на глиссирование. Подобные подходы уже всесторонне опробованы в автотехнике.
- Современная электроника мотора Yamaha F50HETL вместе с микропроцессорным модулем ECU управляет работой нескольких важных систем двигателя.
Среди них - система зажигания TCI (Transistor Controlled Ignition - транзисторное зажигание) и система изменения минимальных оборотов двигателя (Variable Trolling RPM).
Также можно отметить иммобилайзер (блокиратор зажигания) Y-COP (Yamaha Customer Outboard Protection) с дистанционным управлением, предотвращающий несанкционированное использование лодочного мотора.
За правильной работой двигателя внимательно следит система предупреждения о неисправностях, которая активирует звуковую сигнализацию и те или иные визуальные сигналы предупреждения в случае возникновения неисправности.
Имеется возможность подключать к подвесному мотору Yamaha F50HETL различные цифровые приборы, либо стандартной серии, либо улучшенные серии 6Y8.
А система Fail Safe System (защита при неисправностях) позволяет безопасно вернуться в док в том случае, если один из датчиков двигателя вышел из строя во время водной прогулки.
- Система управления минимальными оборотами двигателя (Variable Trolling RPM) позволяет изменять минимальные обороты от 650 об/мин до 900 об/мин с шагом около 50 об/мин.
Установленные судоводителем минимальные обороты сбрасываются в случае остановки двигателя и его повторного запуска, или когда обороты двигателя превышают порог примерно в 3000 об/мин.
Регулировка оборотов осуществляется кнопками на корпусе румпеля, у моторов с ручным управлением, в том месте где к нему пристыковывается рукоятка газа, либо через цифровой тахометр серии 6Y8 для моторов с дистанционным управлением.
- Система защиты лодочного мотора Yamaha F50HETL от несанкционированного доступа Y-COP (Yamaha Customer Outboard Protection) значительно уменьшает вероятность его кражи.
Она предоставляет возможность заблокировать модуль управления двигателем ECU с пульта дистанционного управления. Последующий запуск двигателя без разблокировки невозможен. О наличии такой системы на подвеснике предупреждает соответствующая информационная табличка.
Как уже упоминалось, благодаря электронному модулю управления двигателем ECU на моторах Yamaha F50HETL появилась возможность подключать различные цифровые приборы и системы мониторинга.
Среди них стандартный цифровой тахометр Yamaha, показывающий помимо оборотов двигателя угол наклона мотора, количество моточасов, падение давления масла и перегрев.
И цифровой спидометр, показывающий помимо скорости, уровень топлива, пройденное расстояние, время в пути и заряд аккумулятора. В нём также имеются индикаторы предупреждения о низком уровне топлива и уровне зарядки аккумулятора. Можно подключать цифровой тахометр, спидометр и расходомер более современной серии - 6Y8.
С их помощью можно устанавливать минимальные обороты двигателя и отслеживать наличие воды в топливной системе. У них также имеется индикатор неисправности инжекторной системы (Check Engine) и напоминание о периодическом обслуживании.
Для наглядности, имеется дополнительная буквенная индикация о критических неполадках (давление масла, перегрев, вода в бензине, неисправен инжектор, низкий заряд аккумулятора), а в расходомере - индикаторы среднего и текущего расхода топлива.
- При перегреве или низком давлении масла на Yamaha F50HETL, раздаётся звуковой сигнал предупреждения, загораются контрольные лампы, и обороты двигателя автоматически снижаются до примерно 3000 об/мин.
Как и на большинстве современных лодочных моторов, оборудованных компьютерной системой управления, сигнальная система совместима со стандартом NMEA 2000.
Это позволяет при помощи общего кабеля выводить всю необходимую информацию на совместимое с этим стандартом оборудование, исключая необходимость использовать вышеуказанные приборы индикации, например, выводить данные на некоторые модели эхолотов Raymarine и плоттеры.
- Гидравлическая система изменения наклона и откидки с электроприводом (Power Trim & Tilt) на лодочных моторах Yamaha F50HETL работает в достаточно широком диапазоне углов наклона мотора относительно транца лодки.
В режиме изменения наклона на ходу (коррекции дифферента лодки) - Trim-режим - угол может меняться от -4° до + 16° относительно вертикали.
Максимальный угол откидки (Tilt-режим) составляет около 70°. Минимальный фиксированный угол наклона можно задать перестановкой упорного штыря на струбцине мотора в одно из пяти положений.
На моторах с ручным управлением, усилие поворота вокруг своей оси можно отрегулировать фрикционным рычажком, а усилие поворота румпеля - фрикционным винтом, расположенным на румпеле.
На двигателе установлен топливный фильтр-сепаратор, отделяющий в том числе воду из топлива. Специальный датчик определяет присутствие воды в топливе и посылает модулю ECU сигнал предупреждения.
Устройство промывки системы охлаждения двигателя состоит из шланга с разъемом и расположено сбоку, на поддоне мотора.
- На лодочных моторах Yamaha F50HETL используется уникальная система защиты от коррозии UCP-II™ (Ultimate Corrosion Protection).
Она представляет из себя сочетание запатентованного алюминиевого сплава YDC-30 и специально разработанной технологии пятислойной окраски ACP-221™.
Поверх грунтовочного слоя наносится ещё пять дополнительных слоев, включающих акриловую краску и финальный лаковый слой.
В критически важных с точки зрения коррозии и технологически доступных местах устанавливаются цинковые анодные пластины. При изготовлении подвесных моторов применяется множество деталей из высококачественного нержавеющего сплава.